номере журнала мы рассказали, как правильно выбрать подержанный ноутбук и на внимание при его покупке. Как вы помните, существенного снижения цены была неисправная батарея. о том, как восстановить ее работоспособность полностью или
В применяются литиево-ионные и литиево-полимерные элементы, тогда как года назад, могли содержать и никель-металлгидридные чтобы определиться с причиной возникновения дефекта, необходимо эти элементы.
Никель-металлгидридные (NiMH) аккумуляторы никель-кадмиевым (NiCd), и, несмотря на их активно разрекламированные преимущества, они в общем-то не из-за сокращенного по сравнению с никель-кадмиевыми аккумуляторами срока выпущенные в конце 2001 г., стали изменению технологии производства.
У достоинства и недостатки. К недостаткам можно отнести, ограниченный срок службы (300 циклов «заряд-разряд»), повышенный саморазряд, присутствие «эффекта памяти». возникает при неправильной эксплуатации аккумуляторов — перед зарядкой они разряжаться, в противном случае емкость будет от количества циклов «заряд-разряд» и времени зарядки. Кроме того, не радовали значительные на единицу энергоемкости. Достоинствами были низкая цена, чем у литиево-ионных аккумуляторов, срок службы.
подвергать начальной (при покупке) и периодической «тренировке», суть которой заключается в их полном разряде и последующей появления «эффекта памяти».
Литиево-ионные (Li-ion) и литиево-полимерные (Li-pol) применение в мобильной технике, что обусловлено энергии на единицу массы, а значит, и с NiMH-аккумуляторами массой и габаритами. Они не предъявляют каких-либо обслуживанию и не обладают «эффектом памяти». Но есть у них и отрицательные стороны: во многих могут работать только при положительных температурах дороги и подвержены процессу старения даже тогда, Уменьшение емкости начинается примерно после года их жизни рассчитан примерно на 200—300 циклов «заряд-разряд».
что все вышесказанное верно лишь чисто производителями как элементов питания, так и батарей Конечно, в большинстве случаев все это соответствует и исключения, обусловленные конструктивными особенностями аккумуляторов. Дело в ноутбуков состоят не из одного, а из группы последовательно соединенных элементов или даже блоков ( емкости батареи несколько элементов питания соединяют которые в свою очередь соединяют последовательно для питания устройства напряжения). И вот здесь-то и кроется батареи питания. Как бы производитель ни стремился подобрать идентичными характеристиками, сделать это практически невозможно. И батареи элементы по основным параметрам (емкость, напряжение, внутреннее сопротивление) более-менее года эксплуатации различие может доходить до 20%. Казалось бы, подумаешь — 20%, ничего аппарат работать от батарей не три часа, а, скажем, Но дело не только во времени. Разброс характеристик ухудшению работы зарядного устройства, причем это литиево-ионных элементов. Несмотря на заверения производителей ноутбуков об «интеллектуальности» их требования к заряду элементов, оговоренные в сопроводительной не соблюдаются, причем как в случае с литиево-ионными, так и с никель-металлгидридными. что для обеспечения нормального заряда каждый из заряжать отдельно от других. Но тогда, если батарея литиево-ионных элементов, для ее зарядки потребуется девять позволяющих определить окончание процесса по мизерному что на практике приведет к существенному так и размеров ноутбука. Поэтому применяется последовательного заряда с контролем окончания процесса по достижении Для литиево-ионных элементов этот параметр составляет для всей батареи из трех групп элементов 4,2і3=12,6 В. Это вполне допустимо для элементов, или различающихся на доли процента. Большее различие что одни элементы недозаряжаются, тогда как у начинает утилизироваться в виде тепла и повышенного газообразования.
к рассмотрению строения литиево-ионной батареи. Так как ее опасными в эксплуатации (вспомните многочисленные истории о «серых» мобильников), любой аккумулятор имеет несколько степеней защиты. в каждом цилиндрическом элементе и представляет собой небольшую под плюсовым выводом. Эта пластинка призвана не при повышенном давлении: в случае «перезаряда» она размыкает цепь, Несмотря на то что после этого давление внутри элемента величины, пластинка в первоначальное состояние не возвращается. (а по мнению производителей, и вся батарея) подлежит замене.
установлена в контроллере батареи. Она состоит из напряжения на каждом элементе (в некоторых случаях контролируется батареи) и электронного ключа, размыкающего цепь, если напряжение В на элемент или напряжение разряженной батареи окажется меньше 3,4 В на один элемент ( может варьироваться). В принципе здесь ничего фатального быть не может, за Первый — если напряжение элементов упадет ниже отметки 2,8 В (а длительном хранении батареи без подзарядки). При этом элементы устройство ноутбука считает, что батарея неисправна. И второй — в выводов (несмотря на присутствие в каждой батарее предохранителя) ключ контроллера, что также приводит к неработоспособности аккумулятора.
— идентификационная микропрограмма, встроенная в ПЗУ контроллера. Она зарядным устройством типа и емкости элементов, а также сторонних производителей.
проще в эксплуатации. Они не боятся «перезаряда», без значительного ухудшения характеристик и не имеют встроенных в элемент не менее вследствие применения зарядных устройств последовательного типа изготовленной на их основе батареи может произойти даже при Как правило, этот дефект является следствием постоянно подключенном к сети переменного напряжения. Из-за элементы имеют «эффект памяти» и довольно большой разброс характеристик, зарядка происходит когда одни элементы уже полностью заряжены, и половины от нормы. В результате напряжение на заряженных (для никель-металлгидридных оно составляет 1,4 В), и контроллер считает, что приводит к уменьшению суммарной емкости батареи на 50% ( последовательной цепи). Со временем это явление усиливается в геометрической прогрессии, неработоспособности аккумулятора.
нашими рекомендациями и приобрели ноутбук с неисправной нужно сделать, — отыскать в Интернете инструкцию и тщательно ее этого, как правило, никто не делает, а можно найти все необходимое для восстановления аккумулятора. что большинство производителей ноутбуков включают в состав ПО или «тренировки» аккумулятора, позволяющую в течение 6—8 часов вернуть ему в приобретенном нами ноутбуке Fujitsu-Siemens Amilo эта загрузке системы нажатием клавиши F6. Будем повезло, — после вызова этой программы и шестичасового как новая. Более того, производитель рекомендует проводить подобную «тренировку» каждые полгода, а в от сети — раз в два месяца.
не предусмотрено или найти ее не представляется возможным, придется прибегнуть к «хирургии». «прямые» руки, а также некоторый набор инструментов — мультиметр (или тестер), паяльник 40 Вт, макетный нож, несколько автомобильных лампочек с проводами и суперклей на основе циан-акрилата.
придется разобрать. Сделать это не так легко — батареи имеют неразборную конструкцию, состоящую из двух нужно найти шов и попытаться с помощью их разъединить. Если не получается, можно несколько раз уронить (только не на кафельный) с высоты человеческого роста — тогда процесс пойдет же и это не помогло, придется аккуратно разрезать макетного ножа, стараясь не повредить внутренние компоненты.
Что делать дальше? Это зависит от типа элементов,
сделать, — сосчитать количество элементов. Полученное число нужно — результат будет составлять номинальное напряжение батареи в автомобильную лампочку мощностью 21 Вт и припаиваем ее к крайним выводам группы Загорелась — хорошо, нет — ничего страшного. Теперь нам понадобится мультиметр. 20 В и проверяем напряжение на лампочке. Если оно соответствует не включается, причина неисправности скорее всего в контроллере отремонтировать его самостоятельно (предварительно отпаяв от элементов), а можно радиолюбителю.
В ниже номинального, переключаем мультиметр на предел измерений 2000 мВ и проверяем элементах, помечая фломастером те из них, напряжение на которых ниже 1,1 В ( а величины напряжений на них записать в таблицу). «тренировку» аккумулятора. Для этого потребуется еще несколько проводами, которые придется присоединить к каждому (это важно!) Теперь можно часов на десять отвлечься от батареи и Почему так долго? Дело в том, задачу входит выравнивание напряжения на элементах, а лишь доведя его до 0 В. (Хотя производители и утверждают, разряде элемента он обязательно выйдет из строя, на практике )
элементов аккумулятор необходимо зарядить. Так как штатное зарядное устройство здесь не поможет — напряжение придется «приподнять». с помощью блока питания ноутбука и автомобильной к элементам аккумулятора. Дожидаться полной зарядки батареи напряжение до 1,1 В на элемент, после чего штатное зарядное устройство.
По вышеописанный процесс придется повторить еще два раза (как минимум), будет проверить батарею непосредственно в ноутбуке.
В способ «тренировки» батареи не привел к положительному результату, придется Причем сразу все — подобрать подходящий по характеристикам не для этого понадобится найти аналогичную батарею, проработавшую В качестве «донора» лучше всего использовать бытовые никель-металлгидридные аккумуляторы емкостью 2100 мА.ч. При неплохом качестве приемлемой ценой, что становится актуальным, если содержит десять и более элементов питания. Главное — ни в коем случае не использовать паяльник для соединения цепочку. Лучше приложить чуть больше усилий и к которым можно будет припаять соединяющие провода.
эти аккумуляторы довольно опасны в эксплуатации, батареи потребует особой аккуратности. Перед началом убедитесь, что батарея полностью разряжена (если это возможно). Процесс аналогичен таковому для никель-металлгидридных аккумуляторов, т.е. точно лампочку-нагрузку к элементам и проверяем напряжение. Отличие что на каждый элемент должно приходиться от В. Если лампочка светится и напряжение соответствует количеству элементов, (или превышает его), смело можно переходить к же напряжение значительно ниже или емкость аккумулятора существенно придется проверять каждый элемент в отдельности. в наличии параллельных блоков (см. выше) — для правильной диагностики их посередине металлические соединительные полоски-мостики (это можно сделать торца — положительного или отрицательного). Конечно, перед началом батареи необходимо отпаять. Отделив все элементы можно переходить непосредственно к их диагностике с помощью Подключаем лампочку к выводам мультиметра (а не элемента питания) и начинаем мерить напряжение на каждом элементе — в пределах 3,7—4,1 В. Если значение существенно ниже — элемент неисправен и нуждается в замене. Конечно, можно разрезав положительный вывод и восстановив защитную пластинку, взгляд, это нецелесообразно: стоимость нового элемента не превышает 3—4 долл.
и выявления неисправных элементов оставшиеся необходимо разрядить (с помощью лампочки) до напряжения же операцию придется проделать и с новыми аккумуляторами, которые будут Данная процедура необходима для того, чтобы батарею «с нуля», иначе впоследствии могут возникнуть проблемы с правильным аккумулятора.
часто возникающая при эксплуатации (а вернее, при отсутствии оной) аккумуляторов, — уменьшение напряжения элементов ниже порога срабатывания этом батарея не заряжается, а напряжение на ее контактах равно нулю. довольно легко — достаточно подключить через 5-Вт лампочку к последовательной питания ноутбука и дождаться зарядки батареи до напряжения, составляющего 3,4 В на этого батарею можно собирать (вот для этого-то и ) и устанавливать в ноутбук для последующей зарядки.
не только в ноутбуке. Еще одним ярким устройств, периодически нуждающимся в процедуре «омоложения», является карманный компьютер. Причем мы лишь пытаемся восстановить утраченные качества, то за счет некоторых не очень сложных аккумулятор порой удается не только отремонтировать, но и заставить работать в несколько раз и многом другом вы сможете прочитать в одной из цикла.