Ремонт цепи велосипеда

Очень часто при катании на велосипеде возникает ситуация, когда внезапно во время движения слетает цепь велосипеда. Причин здесь может быть только две: ослаблено натяжение цепи велосипеда или поломка самой велосипедной цепи . Как починить слетевшую цепь велосипеда?

1. Что делать, если все время слетает цепь велосипеда?

Ослабленное натяжение цепи велосипеда устраняется простым натяжением втулки заднего колеса немного назад. Для этого переворачиваем велосипед вверх колесами, ослабляем немного две гайки крепления задней втулки колеса и оттягиваем само колесо чуть назад, в направлении стрелки на рис.1. Цепь для этой процедуры лучше заранее сбросить с задней и передней звездочки, а потом снова одеть, если она у вас не упала сама уже к тому времени. Выполнить такой ремонт цепи велосипеда, путем натяжения цепи, можно даже в дороге – главное это иметь с собой разводной или подходящий гаечный ключ.

( Обратите внимание : все фото можно увеличить, открыв их в новом окне правой кнопкой мыши.)

Как натянуть цепь велосипеда

2. Если порвалась цепь велосипеда

А вот уже случай с поломкой велосипедной цепи более интересный. Ремонт порванной цепи лучше делать в стационарных условиях.

Как починить слетевшую цепь велосипеда?

Как починить порвавшуюся цепь велосипеда ? Для этого нам необходимо снять цепь, если к этому времени она не слетела уже сама и разомкнуть ее окончательно, так как очень часто поломка и разрыв велосипедной цепи заключается не в полном ее разъединении, а в частичном повреждении одного звена в цепи, как показано на рис.2. Вследствие этого цепь удлиняется и слетает со звездочек велосипеда при движении машины. Итак, сначала снимаем велосипедную цепь .

Поврежденное звено цепи велосипеда

3. Как снять цепь с велосипеда?

Для того, что бы снять велосипедную цепь для ее ремонта или натяжения, необходимо перевернуть велосипед вверх ногами и прокрутить немного каретку с педалями так, что бы верхняя часть цепи двигалась в этот момент от задней звездочки в сторону передней. В этот момент необходимо второй рукой аккуратно взять цепь сверху перед передней звездочкой и направить ее звенья МИМО зубцов этой передней звездочки каретки. В результате наползающая цепь от задней втулки будет проходить уже мимо зубьев большой передней звездочки и при полном обороте каретки снимется с нее вовсе. Далее уже просто скидываем ее с задней звездочки велосипеда. Но в результате цепь не снимется с самой рамы велосипеда полностью, для этого ее надо будет еще разобрать и разъединить. Если же цепь имеет в своем составе звено-замочек, то просто размыкаем его и снимаем цепь.

О том, как надеть цепь велосипеда , будет описано ниже, а пока рассмотрим, как разобрать велосипедную цепь для ее ремонта.

Как разъединить, расклепать, разомкнуть, велосипедную цепь?

Для того, что бы починить цепь велосипеда, ее надо сначала разъединить и снять с рамы велосипеда.

Как правило, при поломке одного звена в велосипедной цепи, это звено разрушается не полностью, и цепь принимает вид, как показано на рис.2 выше. Как видно на фото, в поврежденном звене цепи отломалась одна из двух прижимных планок и утрачена. В результате цепь немного удлинилась, и будет спадать при движении на велосипеде.

4. Как разобрать велосипедную цепь?

Начнем разбирать цепь велосипеда . Для этого нам потребуется устроить сам велосипед так, что бы можно было положить поврежденное звено цепи на какой-то твердый предмет или стол. После этого нам нужно будет выколотить поврежденное звено из самой цепи, цепь будет разомкнута и можно уже спокойно перейти с ней за удобный стол для ремонта. Если же цепь сама уже разобралась в месте повреждения, то и вовсе сразу переходим к ремонту цепи.

Для ремонта цепи нам необходимо выколотить поврежденное звено и заменить его на новое, которое нужно уже заранее подготовить. Цена такого звена очень невелика, желательно только, то бы это звено являлось звеном-замочком, с помощью которого можно будет снимать и одевать цепь в дальнейшем. Звено в виде замочка показано на рис.3, рис.4 и рис.5.

Звено замок в закрытом положении

звено замочек цепи велосипеда

Звено замок в открытом положении

звено замочек с открытой планкой-замком

Звено замок в разобранном положении

звено-замок в разобранном положении

Для того, что бы расклепать звено цепи велосипеда нам потребуется нехитрый набор подручных средств, показанных на рис.6. Это тонкая твердая выколотка, узкий маленький керн, каленый шуруп и две гайки достаточной толщины. Выколотка должна быть диаметром тоньше стержней выколачиваемого звена.

приспособления для ремонта цепи велосипеда

Устанавливаем поврежденное звено цепи на гайку (сначала можно на одну) и аккуратно выбиваем легкими ударами молотка один из двух стержней звена цепи, которое будем удалять навсегда, как показано на рис.7.

выколачивание штырей звена цепи

Далее подкладываем вторую гайку и выбиваем штырь звена окончательно из нашей цепи, уже более тонким предметом, как показано на рис. 8.

завершение выколачивания штыря звена цепи

В результате мы достигаем желаемого результата – цепь разомкнута и поврежденное звено отсоединено, но пока что с одной стороны, как на рис. 9.

разъединение цепи велосипеда

Далее тоже самое проделываем и со вторым штырем поврежденного звена цепи. В результате мы окончательно освободили цепь от поврежденного звена и готовим его к утилизации навсегда, как на рис.10. А для замены готовим новое звено-замочек и собираем цепь, как описано ниже.

Удаление поврежденного звена цепи

5. Как собрать цепь велосипеда?

Для сборки велосипедной цепи, путем вставки нового звена вместо поврежденного, нам уже не потребуется весь этот набор инструментов, как на рис. 6. Все что нам нужно будет для дальнейшего ремонта цепи, это руки и может быть легкий молоток.

Готовим новое звено-замочек цепи в той последовательности, как показано на рис.11.

подготовка к установке нового звена

Прижимную планку со штырями звена-замочка вставляем в свободные отверстия цепи ремонтируемого участка снизу и добиваемся того, что бы звено свободно вошло в отверстия цепи. При необходимости можно немного постучать молоточком, подложив под звено цепи твердый предмет. После этого одеваем на торчащие концы штырьков вторую прижимную планку звена цепи и сверху одеваем еще одну планку-замочек, как на рис.12.

установка нового звена цепи

Далее защелкиваем планку-замочек на второй штырек и цепь собрана. Поздравляю! Для операции защелкивания может понадобиться тонкая отвертка. Цепь в собранном виде показана на рис. 13

цепь в собранном виде

6. Как надеть цепь велосипеда?

Для того, что бы одеть цепь велосипеда , после ремонта, необходимо ее сначала разомкнуть и продеть сквозь раму машины. Для того, что бы разъединить цепь велосипеда, мы и установили на ней специальный замочек, показанный на рис.14.

звено-замочек на цепи велосипеда

Для размыкания цепи разжимаем верхнюю планку-замок, снимаем прижимную планку и разъединяем руками цепь, сняв ее с любого из двух штырей. После этого продеваем ее под несущую раму в районе заднего колеса, соединяем обратно звено-замок, надеваем прижимную планку и планку-замок и защелкиваем его.

Как надеть слетевшую цепь велосипеда или цепь после ремонта?

Далее надо одеть цепь на обе звездочки велосипеда . Для этого надеваем цепь на заднюю звездочку колеса и начинаем плавно крутить переднюю каретку с педалями так, что бы нижняя часть цепи двигалась по направлению от задней звезды к передней. Снизу звенья цепи надеваем второй рукой на зубья большой звезды и плавно крутя каретку, надеваем всю цепь на обе звезды. При данной операции следите за руками, что бы ни защемить их между зубьями звездочки и звеном цепи.

Вот и все, цепь собрана, как показано на рис.15. Можно кататься в свое удовольствие. При сборке цепи необходимо следить, что бы планка - замочек была с внешней стороны для дальнейшего легкого доступа к ней.

Звено-замочек на отремонтированной цепи с внешней стороны

цепь отремонтирована и установлена на велосипед

7. Какое правильное натяжение цепи?

Для того, что бы цепь не слетала, надо правильно отрегулировать натяжение цепи . Как это сделать описано в первых строках статьи, главное это выставить правильный провис и натяжение цепи. Правильный провис цепи должен быть минимальным, не более пары миллиметров, но цепь не должна быть натянута как струна! Такую цепь будет очень трудно крутить при движении и будет ее быстрый износ.

Определить правильное натяжение цепи можно на ее большой звездочке в свободном положении цепи – если потянуть ее двумя пальцами в месте, где все звенья лежат на зубьях звезды, отставание этих звеньев от зубьев звезды должно быть чуть заметным, но должно быть. Также можно надавить двумя пальцами на саму цепь в ее верхней свободной части, посередине между двумя звездочками – стрела провиса цепи должна быть около 5 мм.