с боем — механики и эстетического наслаждения. Громкое тиканье уютом и теплом. Но иногда тиканье неожиданно это связано с износом или поломкой механизма. Но в банальном загрязнении и загустевшей смазке. Человеку умелому решить проблему своими руками…
Настенные фирмы Kienzle весьма распространены в России. До немецкие часы импортировались официально в изрядных Великой Отечественной солдаты, возвращаясь из Германии, частенько трофейную точную механику.
часов проследить, наверное, уже невозможно. По крайней семье они находятся уже более полувека, а что – скрыто в глубине лет. Но кое-что Kienzle использовала для клеймения механизмов настенных На механизме этих часов проставлено клеймо Flügelrad (крылатое колесо).
– с колесом в виде циферблата без стрелок и с надписью Kienzle – было году и использовалось вплоть до 1922 года, вместо часового циферблата появились часы со стрелками, а простыми и графичными.
Patent – патент германской империи и применительно к часам с номером 147023. Это патент Э. Шленклера на механизм на переднюю платину счетным колесом.
На 147023 нет, но если присмотреться к форме и расположению колес — конструкция
147023 выпускались фирмой Kienzle с 1902 по не противоречит клейму. Оставшиеся обозначения 43 см/104 представляют собой – длину подвеса маятника (43 см) и количество его ходов в минуту (104).
сделать вывод, что часы изготовлены в период с год. Часы, скорее всего, оригинальные, так корпуса с фацетом (широкой фаской по краю), а есть две наклейки на немецком языке. Одна практически а вот вторая сохранилась полностью.
Надпись « Messing-kopf ist vor Ingangsetzen der Uhr zu entfernen» «Этот винт с бронзовой головкой необходимо удалить ». Винт, кстати, оставлен на месте, так как часов становится мягким и тихим, кабинетным. А сейчас это почти колокольный звук. Насколько я понимаю, ничего нет, просто Rundgong превратился в Tonfeder, используются в часах с боем.
настенных часов обычно проводят с полной И перед такой ответственной операцией стоит познакомиться с случайно чего-нибудь не напортачить.
В маятниковый пружинный часовой механизм с боем
Устройство довольно простое, но разобраться в нем по фотографии приведенная в книге В. В. Трояновского «Ремонт часов», году.
механизма хода размещаются между двумя пластинами – платинами 2. Передней считается платина со стороны циферблата (на схеме справа).
пружина, размещенная в барабане 1. С барабана вращение передается на добавочное колесо 4, промежуточное колесо 7 и анкерное колесо 8.
имеют особую форму, позволяющую ему взаимодействовать со хода. Движением скобы через вилку-поводок 6 управляет маятник (на ), размещенный на подвесе 5. Подвес закреплен на детали 10 с чудным названием «пендельфедер», что, с немецкого означает всего лишь «пружина маятника».
На колеса расположена стрелочная передача – минутный триб 11, вексельное колесо 12 и часовое колесо 13. Минутная и часовая стрелки минутного и часового колес соответственно.
на той же оси находится двузубый кулачок, с механизмом боя. Двузубый кулачок вращается вместе с минутной раза в час запускает бой часов.
также расположен между платинами и включает в себя: 1, добавочное колесо 2 с расположенным на той же оси программным колесом, подъемное на своей оси подъемные звездочки для молоточков колесо 4, второе стопорное колесо 5 со штифтом, регулятор частоты вращения («ветрянка») 6.
боя расположена перед передней платиной сразу за циферблатом.
Механизм двузубый кулачок минутной оси 1, подъемный единую деталь с рычагом замыкания 3, который 4, опирающийся штифтом на кулачок 6. Также рычаг замыкания 3 штифт колеса 5 (второе стопорное колесо). Рычаг отмыкания жестко рычагом 7, который взаимодействует с программным колесом 8.
состоит из этапов подготовки к бою и к бою проходит за 3–10 минут ( кулачка 1) до времени боя. При этом кулачок 1 постепенно поднимает рычаги 2 и 3, а через 4 и 7 до тех пор, пока штифт рычага отмыкания 4 не с выступом кулачка 6. Механизм боя проворачивается до зацепления штифта колеса 5 с замыкания 3. Колесо 5 успевает сделать около готов к бою.
кулачка рычаг 2 падает с зуба кулачка, деталь замыкания 3 освобождает штифт стопорного колеса 5. подъемное колесо поднимает молоточки и сбрасывает их на тонфедер (спиральный гонг).
За 6 проходит один удар молоточков. Дальнейшая работа механизма программного колеса. Если считывающий рычаг 7 находится колеса 8, то штифт рычага отмыкания, скользя по профилю в выступ кулачка и остановит механизм. Так пробиваются получасы.
рычаг находится над выступом программного колеса, то опуститься штифт рычага отмыкания 4 не упрется в выступ еще один оборот, а молоточки – еще один удар. И пор, пока считывающий рычаг не упадет в колеса. Количество ударов зависит от расстояния Один оборот программное колесо делает за 12 часов – полный цикл работы механизма боя.
В часов, детали настенных гораздо более крупные и специального «часового» инструмента не понадобится. Тем не менее,
прежде всего, снимают маятник, чтобы не повредить чаще всего просто висит на крючках. два шурупа или винта, крепящие механизм, и выдвигают
вести на столе. Сначала снимают стрелки. стальным штифтом, но здесь штифт кто-то заменил
снимают. После чего снимают стрелки. Минутная сидит оси, а вот часовая – на круглой и удерживается на часовой стрелки нужно чем-то придерживать полую можно повредить часовую шестерню.
циферблат. Он удерживается четырьмя штифтами, которые пассатижами.
к механизмам под циферблатом и можно спустить заводные пружины.
храповое колесо 1 собачкой 3, которую поджимает плоская спуска пружины на квадратный конец оси надевают заводной собачку пинцетом, осторожно распускают пружину. Делать по пол-оборота за один раз, так как Точно также распускают и вторую пружину.
снять все навесные детали. К ним с пендельфедером, рычаги механизма боя, часовое и вексельное детали крепятся штифтами.
винта и снимают прижимные планки с храповыми Храповые колеса с виду одинаковы, но не взаимозаменяемые, их важно не перепутать.
крепежные гайки со стороны одной из платин и Механизм превращается в груду отдельных частей.
пометить, чтобы не перепутать. Несмотря на то, они абсолютно одинаковы, пружина в барабане боя программное колесо снять с оси без приложения чрезмерных барабан боя остался на месте, поэтому перепутать их не получится. осталась и ось центрального колеса с минутным трибом.
ревизию состояния деталей. В случае износа или Описание способов ремонта деталей настенных часов данной статьи. Скажу лишь, что при наличии оборудования восстановить можно практически все. А в данном случае необходимо и очистить механизм.
механизмов в высокоочищенном бензине-растворителе типа «Галоша» или «Калоша» (Нефрас С2-80/120). Он продается в хозяйственных лучше использовать емкость подходящего размера из стойкого к бензину материала ( фарфор, стекло). По мере загрязнения бензин меняют.
и платины очищают жесткой щеткой (зубной со срезанным до 5–7 мм ворсом), аккуратно прочищают деревянными зубочистками до тех не перестанут пачкаться.
детали с применением абразивных материалов, но так защиты от потускнения в старых часах часто лаком, который легко повредить. Деталь с поврежденным после чистки очень быстро.
в открытом виде. Перед вскрытием барабанов нужно чтобы поставить ее потом в точно такое же положение.
пружину, промыть и смазать вне барабана. Для пружины в барабан используют специальные приспособления руки. При заправке пружины вручную необходимо работать в хлопчатобумажных перчатках и защитной бы очках. Кроме того, при такой заправке пружины. Поэтому я вытаскивать пружины не рискнул, ограничившись при открытой крышке.
производить на подставке, которая позволит закрепить переднюю положении. Но можно собирать и просто на столе.
Сначала барабаны пружин, промежуточное и центральное колеса ходового с программным диском механизма боя. Эти детали друга и проблем не создают.
колеса механизмов хода и боя. Колеса устанавливают по принципу «матрешки наоборот» — от Собрать механизм неправильно просто не получится, на не поместятся или не войдут в зацепление с соседними трибами.
колес на механизм накладывают заднюю платину с в свои отверстия вошли оси барабанов и больших механизма. Цапфы осей колес в верхней просто упрутся в платину. Если длина резьбы на то можно слегка зафиксировать платину двумя гайками.
от больших колес к меньшим, пинцетом вводят цапфы задней платины. Платина при этом слегка прижимается чтобы не повредить цапфы осей колес. По платина постепенно садится на свое место. После фиксация платины всеми четырьмя гайками на колонках.
правильность сборки. Колеса должны вращаться свободно, Если все в порядке, то устанавливаются навесные детали ( механизма боя) и мост с анкерной скобой.
Мост винтах и требует регулировки. Может быть, способы точной установки моста, но я делал так. Установил прихватил мост винтами, чтобы можно было сдвигать трением. Немного завел пружину хода, и передвигал подталкивая вилку-поводок анкерной скобы. И в какой-то момент механизм отрегулировать ровный и устойчивый ход, закрепить мост работу анкера с маятником.
производится часовым маслом. Оно имеет низкую не высыхает. К сожалению, достать его довольно заменителя проще всего использовать вазелиновое масло, в аптеке. По своей вязкости оно хорошо подходит, а в старых часов и вовсе предлагается для смазки полноценное часовое.
Ни в смазывать часы другими, не предназначенными для этого маслами – моторным, конечно, подсолнечным. Свойства этих масел совершенно не соответствуют требованиям – вязкость, быстро сохнут, коксуются. Максимум, чего вы повторной чистки буквально через несколько дней.
В цапфы осей колес нанесением небольшого количества платин возле отверстий (от 1/2 до 2/3 объема углубления), анкерная скоба, цапфы боя. Зубчатые колеса и трибы смазывать не надо.
собрать механизм, установив на место циферблат и стрелки, и установить При этом нужно проверить звук боя, молоточки.
очень чувствительны к положению корпуса часов. Выставляется правильное по звуку хода часов. Тиканье должно быть Бывает, что после регулировки положение часов отличается от вертикального. Для исправления нужно относительно анкерной скобы, там предусмотрена посадка на необходимо снова выставить положение часов. Для в нижней части корпуса есть два винта с заостренными вдавливают в стену.
хода. Для этого устанавливают часы по сигналам точного расхождение через сутки. Регулируется ход изменением длины регулировочной гайки. Если часы спешат, то гайку длину, иначе закрутить. Один оборот гайки хода на одну минуту в сутки.
Хорошо часы убегают или отстают не более секунд в сутки. Вазелиновое масло сохнет часовое, поэтому осматривать часы желательно каждые повторять смазку (не реже одного раза в 2–3 года).